Армирование фундамента

Армирование фундамента представляет собой процесс, осуществляемый с целью его усиления и увеличения долговечности здания в целом. С помощью армирования можно защитить фундамент от давления почвы. Чтобы достичь желаемого эффекта, нужно правильно рассчитать арматуру, а также качественно выполнить все требуемые работы, придерживаясь предусмотренной последовательности операций.

Основой ленточного фундамента является раствор из бетона, составляющими частями которого выступает цемент, песок и вода. Чтобы фундамент был более устойчивым к всевозможным негативным воздействиям, необходимо наличие в структуре металла, способного полностью закрепить конструкцию. Ведь на фундамент могут влиять такие неблагоприятные факторы, как деформации, вызванные касательными напряжениями, температурные перепады и пр.

В качестве арматуры для ленточного фундамента служат прутья из стали с ребрами жесткости. Осуществляют армирование фундамента в зонах возможного растяжения. Чтобы предотвратить коррозию каркаса, требуется защитить его при помощи бетонного слоя от неблагоприятных действий извне.

Целесообразней всего располагать арматуру на расстоянии 5 см от поверхности. Заранее рассчитать возможный путь деформации не представляется возможным. Возникновение зон растяжения непредсказуемо. Они могут появиться как внизу конструкции, что будет проявляться в виде прогиба середины вниз, так и в вверху конструкции посредством выгиба каркаса вверх. Поэтому арматуру следует укладывать и вверху, и внизу. Диаметр арматуры должен составлять 10-12 мм, конфигурация – ребристая. Такое устройство обеспечит наилучшее сцепление с бетоном.

Монолитный фундамент ленточного типа, не превышающий 40 см в ширину, армируется 4-мя прутьями длиной 10-16 м. Прутья арматуры соединяются в каркас диаметром 8 мм. При этом расстояние между ними должно составлять 30 см. Чаще всего длина ленточного фундамента значительная, а ширина – небольшая. По этой причине могут возникнуть растяжения продольного типа. Поперечные растяжения полностью отсутствуют. Поэтому на поперечные прутья, как горизонтальные, так и вертикальные не будут оказываться нагрузки. Они нужны исключительно для формирования каркаса. Соответственно, к ним не предъявляются высокие требования по толщине и ребристости.

Прежде чем приступить к армированию, следует установить опалубку. При этом внутреннюю поверхность опалубки необходимо выложить пергаментом. Он позволит в дальнейшем легко снять конструкцию.

Каркас создается следующим образом:

Выкапываются траншеи. В их толщу устанавливаются прутья арматуры, длина которых должна быть такой, как глубина фундамента. Вбитые арматурные прутья размещают на расстоянии 50 мм от опалубки. Их шаг составляет 400-600 мм.

Траншеи устилают подставками, например поставленными на ребра кирпичами, на расстоянии 80-100 мм. На них укладывают первый ряд арматуры.

Далее при помощи поперечных перемычек выполняют связывание верхнего и нижнего ряда арматурных прутьев с вбитыми в грунт штырями.

Закрепляют каркас сваркой или с помощью проволоки в тех местах, где пересекаются прутья.

Чтобы изготовить сетки, грани ячеек которых образовывают прямые углы, нужно применять проволоку из нержавеющей стали. С помощью таких сеток с сечением 3-12 мм армируют бетон.

В завершение, каркас заполняют бетоном в несколько этапов. Каждый из слоев бетонной смеси следует утрамбовывать. В бетоне не должно быть пустот или вкраплений грунта из траншеи. Иначе его прочность значительно снизится.